Как управлять временем, чтобы всё успевать и жить счастливо: часть 2

В предыдущей своей заметке, посвященной взаимоотношениям со временем, я писала о том, как можно уже сейчас сделать время вашим ресурсом, просто изменив к нему свое отношение. Но давайте пойдем дальше: как же управлять им, чтобы успевать то, на что его вроде бы не хватает?

 

Почему не стоит экономить время

 

Существует два распространенных мифа о тайм-менеджменте. Во-первых, что он помогает никогда не опаздывать. А во-вторых, что он представляет собой набор хитрых трюков, которые позволяют экономить небольшие кусочки времени тут и там. Как будто, если мы отрежем по часу от разных занятий, то у нас как раз накопится время на любимые дела. К сожалению, оба этих представления так и останутся мифами.

 

Может показаться, что экономия времени имеет некоторый смысл: представим себе, что вы будете записывать на DVD свои любимые программы по телевизору, чтобы при просмотре проматывать рекламные ролики. Это сэкономит примерно 8 минут на каждые полчаса, а значит, на каждые два часа просмотра телевизора вы найдете 32 минуты на то, чтобы заняться спортом. С этим не поспоришь. Но знаете, какой еще существует способ найти время на занятия спортом? Не смотреть телевизор 2 часа каждый день.

 

Да, стратегия экономии времени может показаться логичной, но по-настоящему успешные люди делают всё наоборот. Главный вывод, который сделала в своей работе Лора Вандеркам (Laura Vanderkam), автор книг и исследований в области тайм-менеджмента, звучит так:

 

Мы не строим жизнь своей мечты, экономя время.

Мы строим жизнь своей мечты, и время начинает экономить само себя.

 

 

Откуда у занятых людей свободное время

Вандеркам провела подробный анализ расписания жизни нескольких занятых женщин, час за часом. Некоторые из этих женщин занимают высокие посты на работе, воспитывают нескольких детей или развивают собственный бизнес, содержат своих родителей или участвуют в социальных инициативах – одним словом, это очень, очень занятые люди. Всех участниц исследования Лора просила в течение недели вести дневники и отмечать, сколько они работают, спят и занимаются другими делами, а потом проводила с ними интервью о тех стратегиях, которые они используют.

 

Интересный пример: вечер среды, женщина отправляется по делам, а вернувшись домой, обнаруживает, что нагреватель воды сломался, и подвал ее дома затопило. Естественно, такая авария приводит к катастрофическим последствиям, на разгребание которых потребуется огромное количество времени. На следующий день она вызывает сантехников, потом профессиональную службу по уборке, чтобы они спасли ее ковер, и т.д. Всё это было зафиксировано в ее журнале наблюдений, и в общей сложности устранение последствий отняло 7 часов за эту неделю. 7 часов! Это все равно что отнимать по часу каждый день. При этом, если эту же женщину спросить в начале недели, готова ли она посвятить по часу в день на подготовку к триатлону или на проведение дополнительных занятий для студентов, она наверняка ответила бы: «Нет, вы что, не видите, как я занята?» Тем не менее, когда ее подвал превратился в настоящее болото, она нашла эти 7 часов в своем насыщенном расписании.

 

О чем говорит этот пример? О том, что время чрезвычайно эластично. Мы не можем добавить лишних часов в сутках, но время способно растягиваться и подстраиваться под то, на что мы выбираем его тратить. Именно поэтому ключ к овладению тайм-менеджментом состоит в том, чтобы относиться к важным делам так же, как к этому сломанному нагревателю.

 

Время расставить приоритеты

 

Одна из самых занятых женщин, которых Лора Вандеркам привлекла к своему исследованию, была предпринимателем и оплачивала труд 12 подчиненных, растила шестерых детей и при этом имела возможность отдыхать в свободное время. Когда Лора впервые позвонила ей, чтобы провести интервью, эта женщина сказала, что не может говорить. Ожидаемо. Но причина, по которой она не могла говорить, состояла в том, что она отправилась на пешую прогулку в горы, потому что был солнечный весенний день. Когда же наконец заинтригованная Лора смогла добраться до этой повелительницы времени, она услышала следующее: «Все, что я делаю, каждая минута жизни, которую я трачу, - это мой выбор». Вместо того чтобы сказать, что у нее нет времени, чтобы заняться делом Х, она говорит, что не будет заниматься делом Х, потому что оно для нее не приоритетно.

 

«У меня нет времени» часто означает «Это для меня не приоритет».

 

Такая формулировка кажется гораздо более честной. Спросите меня, есть ли у меня время на то, чтобы пропылесосить шторы, и я скажу, что мне некогда. Но это будет ложью: дайте мне за это 15 тысяч рублей, и я с удовольствием найду время на то, чтобы пропылесосить шторы. Поскольку таких подарков судьбы не предвидится, можно смириться с тем, что дело не в нехватке времени. Правда лишь в том, что я не хочу этим заниматься. Поэтому использование такой формулировки напоминает нам о том, что время – это выбор.

 

Вполне ожидаемо, что выбор может быть не всегда правильным, и в этом случае нас ждут последствия разной степени тяжести. Но все мы умные люди, и в долгосрочной перспективе каждый из нас способен наполнять свою жизнь тем, что достойно в ней оставаться.

 

Стратегии приоритетного планирования

 

Как же нам отнестись к своим приоритетам с тем же вниманием, с которым та женщина отнеслась к поломке своего нагревателя?

 

Для начала стоит эти приоритеты обозначить. Для этого Лора Вандеркам предлагает две стратегии:

 

1. Первая стратегия касается в большей степени профессиональной сферы, но может применяться и для анализа личной жизни. Во многих компаниях принято подводить итоги в конце года, оценивать свои успехи и выявлять темы для «дальнейшего роста». Вместо этого можно сделать следующее: представьте себе, что сейчас вы пишете такой отчет по итогам будущего года, и этот год прошел просто потрясающе.

  • Напишите, какие 3-5 событий или показателей сделали этот год для вас успешным с профессиональной точки зрения.

Если вы анализируете свою личную жизнь или обстановку в семье, представьте себе, что сейчас конец следующего года, и вы пишете своим далеким родственникам письмо о том, как чудесно прошел этот год для вас и ваших близких.

  • Напишите, какие 3-5 вещей вам удалось сделать, чтобы этот год прошел так замечательно.

Составив эти два вымышленных отчета, вы получите список из 6-10 целей на предстоящий год! Осталось только разбить эти цели на маленькие и более осуществимые задачи. Например, если вы задаетесь целью пробежать 5 км, то начать можно с покупки кроссовок, поиска тренера и коротких пробежек по 10-15 минут три раза в неделю.

 

2. Вторая стратегия, как нетрудно догадаться, заключается в планировании своего времени. Чтобы отнестись к нашим приоритетам как к безотлагательным делам, их надо включать в свое расписание на неделю в первую очередь. Важный лайфхак: планировать свою неделю наперед необходимо до того, как она началась. По мнению Лоры Вандеркам, самое подходящее время для этого – вечер пятницы. Экономисты могли бы назвать вечер пятницы временем, обладающим низкой стоимостью утраченных возможностей. Большинство из нас не проводят вечер пятницы в мыслях о том, как велико в данную секунду наше намерение двигаться навстречу поставленным профессиональным и личностным целям. Именно поэтому в этот момент можно их оценить со стороны, и для этого лучше всего разделить свой список приоритетов на три категории, вписав по 2-3 пункта в каждую из них:

  • Карьера

  • Отношения

  • Я

Просмотрите еще раз готовый список целей и задач и распределите их по дням предстоящей недели. Разделение приоритетов на три категории необходимо для того, что напомнить себе о том, что хотя бы что-то должно находиться в каждом из этих разделов. Кто-то может настолько утопать в работе, что забывает про отношения и самих себя. А кто-то настолько погружен в страдания от не разделенной любви, что забывает заботиться о самом себе и поддерживать свою работоспособность. Секрет успеха - в соблюдении баланса.

 

Успеть может каждый

 

Очевидно, что кому-то управление времени дается легче, кому-то труднее. Жизнь некоторых людей объективно сложнее: скажем, если вы в одиночку воспитываете нескольких детей, то вам будет значительно труднее найти время на кружок вышивания. Не стоит принижать значимости тех трудностей, через которые проходят некоторые из нас – или каждый из нас. Но пусть вдохновением послужат эти цифры:

  • В неделе 168 часов (24 х 7)

  • Если вы работаете полный рабочий день, то в среднем на работу уходит 40 часов в неделю

  • На здоровый сон уходит 8 часов за ночь – 56 часов в неделю

  • На всё остальное в неделе остается 72 часа – и это действительно много.

Вы скажете, что работаете 50 часов в неделю? Что ж, у вас все равно остается 62 часа на другие вещи. Работаете 60 часов в неделю? Все равно 52 часа у вас есть в запасе. Скажете, что работаете больше 60 часов в неделю? Это вряд ли. Сравнительный анализ субъективной оценки людьми своего рабочего времени с реальными данными их журналов наблюдений показал: те, кто оценивает свое рабочее время больше, чем в 75 часов в неделю, как правило, ошибаются примерно на 25 часов.

 

Как бы то ни было, 168 часов в неделю – это много. И вы совершенно точно можете выбрать, на что тратить эти ценные часы. Если вы хотите проводить больше времени с детьми, если вы хотите подготовиться к тесту, который давно откладывали, если вы хотите регулярно заниматься спортом или участвовать в волонтерских программах – это вам действительно под силу, даже если вы работаете значительно больше, чем предполагает трудовой кодекс. У нас у всех полно времени, и это здорово, потому что нам на самом-то деле даже не нужно столько времени, чтобы делать то, что мы действительно любим.

 

Но что делает большинство из нас, когда у нас появляются кусочки свободного времени? Достаем телефон и начинаем пролистывать ленту новостей. Слоняемся по квартире, переставляя местами вещи. Зависаем перед мониторами, пересматривая старые серии любимого ситкома. Именно эти маленькие моменты имеют колоссальное значение. Эти минуты можно посвятить вспышкам радости. Если вы тратите время на дорогу до работы на общественном транспорте, подойдите осознанно к выбору того, что вы будете читать в это время, и пусть это будет то, что действительно доставит вам удовольствие или научит новому. Если у вас на работе есть перерывы, посвятите хотя бы один из них регулярной медитации или зарядке для глаз. Если из-за вашего нестабильного графика вам приходится все время срывать семейный ужин, организуйте вместо него семейный завтрак. Посмотрите более широко и честно на свое время и найдите те пробелы, в которые можно поместить что-нибудь хорошее.

 

Время есть.

 

Даже если мы завалены делами, мы всегда найдем время на то, что действительно важно. И когда мы сосредоточены на том, что важно, мы начинаем строить жизнь своей мечты в рамках того времени, которое у нас есть.

 

 

Источник: https://www.ted.com/playlists/485/how_does_time_affect_you 

 

 

Please reload

Следите за новостями в группах "Душе полезно" в Facebook и ВКонтакте

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

Ближайшие мероприятия

Бесплатный вебинар 
"Когнитивная терапия и навыки Mindfulness для профилактики депрессивных эпизодов"

14 мая 14:00
Подробности

Онлайн-курс навыков осознанности в психотерапии 

"Когнитивная терапия и навыки Mindfulness для профилактики депрессивных эпизодов"

21 мая - 9 июля 2019

Подробности

Бесплатный вводный аудиокурс медитации
"Ваше время каждый день"

Подробности

Семинар

"Договорились: тренинг осознанной коммуникации для родителей детей и детей родителей"
г. Москва

Следите за анонсами

Please reload

Напишите мне письмо на dariasuchilina@gmail.com 

или напишите сообщение в WhatsApp по номеру +79163338269

© 2016 Дарья Сучилина. Сайт создан на Wix.com